26.03.2020
Участники семинара в Москве обсудили миграционную ситуацию в городе
16 марта в Московском доме национальностей состоялся семинар «Миграционная ситуация в городе Москве: реальная обстановка и мифы», проводимый в рамках проекта ГБУ «МДН» «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе». В работе семинара приняли участие сотрудники префектур и управ административных округов г. Москвы.
Мероприятие открыл эксперт I категории отдела методического обеспечения и взаимодействия с НОО и территориальными органами исполнительной власти Х.Д. Хатамов, который поприветствовал участников семинара и передал слово директору проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председателю Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Ю.В. Московскому.
Ю.В. Московский в своем выступлении акцентировал внимание на том, что следует разделять иностранную и внутреннюю миграцию. Иммиграция в Москву имела место с самого её основания, так как сюда приезжали купцы, военные и технические специалисты, представители различных посольств, но в общей массе количество иностранцев тогда было относительно небольшим. Первый значительный поток иностранцев наблюдался при Иване III, когда он женился на Софье Палеолог, с которой прибыли итальянские мастера и «двор». Подобная миграция произошла и после женитьбы его сына Ивана Молодого на молдавской княжне. Таким образом, потоки иностранной миграции во многом зависели от политической конъюнктуры в стране.
Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, многие иностранцы переселились туда. Их влияние в петровское и послепетровское время было в стране весьма значительным. Правда, формально практически все они, за исключением посольских представителей и иноземных купцов, были такими же подданными монархии, как и коренное русское население.
К концу XIX века по данным первой Всероссийской переписи населения на территории Москвы проживало чуть более 1 000 000 человек. К 1917 году численность москвичей увеличилась более чем вдвое, превысив 2 000 000 человек (со всеми социальными последствиями, связанными с таким стремительным ростом населения). Иностранцев среди них было, по-прежнему, относительно немного. В основном это были подданные Германии, Франции. Ситуация стала меняться с переноса столицы в 1918 году из Петрограда в Москву.
Значительная трудовая миграция иностранцев в столицу началась с начала 80-х годов. Её особенностью было то, что она не была стихийной. По соглашению с Вьетнамом, Югославией и Финляндией в Москве работало более 250 тысяч иностранных граждан. Общее число иностранцев всех категорий, единовременно находящихся в Москве, к началу 90-х оценивалось примерно в 100 000 человек на более чем 8-и миллионное население мегаполиса.
После распада СССР в Москве постепенно число иностранцев стало стремительно расти. Те приезжие, что прежде не считались иностранцами, стали считаться таковыми. Сначала в неё стали прибывать беженцы и вынужденные переселенцы, перебиравшиеся к родственникам и в поисках больших возможностей, спасающиеся от войн и экономических неурядиц. С конца 90-х в Москву начался приток трудовых мигрантов. Сначала с Украины, а потом из государств Средней Азии, прежде всего из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Учёт и контроль был поначалу налажен весьма слабо. Данные об их численности расходились буквально на порядок. Так, по данным переписи населения 2010 года в Москве находилось около 125 тысяч иностранцев всех категорий, а в Московской области – 75 тысяч. Официальную регистрацию по данным Федеральной миграционной службы в Москве тогда имели 350 тысяч иностранцев. По данным же экспертов их было в столице от 800 тысяч до 2 миллионов из 11,5 миллионного населения, зафиксированного переписью.
Также Ю.В. Московский сообщил, что сегодня на территории Москвы единовременно находятся от 1 миллиона до 1,5 миллионов иностранцев. На рынке труда они составляют примерно 10% рабочей силы (в Москве примерно 7 миллионов рабочих мест). Он отметил, что задача правоохранительных органов, контролировать ситуацию с иностранными гражданами и проводить различные профилактические мероприятия. К важнейшим задачам относятся: сбор налогов, выявление больных эпидемиологическими заболеваниями, адаптация и интеграция, недопущение межнациональной напряженности, профилактика ксенофобии и экстремизма.
В завершение мероприятия Ю.В. Московский подчеркнул эффективность работы Правительства Москвы и Московского дома национальностей в этом направлении. Слушатели поблагодарили докладчика за интересную лекцию и задали интересующие вопросы.
Версия для печати