Эффективный руководитель школы -  кто он?
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы ( www.mos.ru )
08.02.2017

Эффективный руководитель школы - кто он?

В феврале-марте 2017 года пройдут публичные защиты управленческих проектов зеленоградских директоров школ, которые были подготовлены ими в рамках городского проекта «Эффективный руководитель Столичного образования». О том, что это за проект и какие новые компетенции необходимы директорам школ Москвы, нам рассказал ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей  Иванович Рытов.

 - Алексей Иванович, все мы видим, что в последние годы московское образование сильно изменилось. Эти изменения заметны зеленоградцам прежде всего по тому, как изменились наши школы – они стали более крупными. Выросли и их возможности. Очень много нового и интересного происходит в системе образования. Понятно, что руководить  такой школой сегодня непросто. Да что там говорить, делать это как раньше, наверное,  просто и невозможно? 

 -  Это вполне объяснимо. Москва, как и другие мегаполисы мира, переживает трансформацию, связанную с созданием нового пакета технологий, информационно-коммуникационных систем, управления, то есть теми источниками изменений, которые напрямую влияют на образование. 
Сформировались и новые требования заказчиков – жителей столицы  - к образованию выпускников школ и колледжей.

Поэтому возникла объективная необходимость смены не только организационной структуры образования, но и содержательных форм и методов.  Работать в старом формате, не приобретая новых компетенций, действительно, уже невозможно.

 И все эти изменения первыми ощутили на себе именно руководители образовательных организаций. Ведь они - «главные игроки» на образовательном поле, а значит, обязаны ответить на современные вызовы. Именно от качества их работы зависит эффективность реализации государственной политики в сфере образования.
 
- Расскажите, пожалуйста, о проекте «Эффективный руководитель Столичного образования», участниками которого являются, в том числе, и директора зеленоградских школ.  Его реализация на базе Московского института открытого образования была вызвана именно этой необходимостью? И что подразумевается под «эффективным руководителем»?

 -   Это проект Департамента образования города Москвы,  я бы даже сказал – лично  его руководителя  И.И. Калины. 
Департамент образования  исходил не только из понимания глобальных изменений в образовании, но и из конкретных результатов, которые уже сформировались в московской системе образования после её реорганизации и создания  крупных образовательных комплексов.

 Мы все понимали, что рассчитывать на полноценные результаты работы образовательных комплексов невозможно без директора-управленца новой формации. Директор, знающий свое дело, но не выходящий за круг повседневных обязанностей, простой исполнитель директив  не может сегодня быть руководителем. Для  успешной работы ему необходимо  обладать высоким уровнем управленческой компетентности.  Современная образовательная организация может быть эффективной только в том случае, если ею руководит эффективный руководитель.

 Реализация проекта была поручена МИОО. Программа создавалась, в том числе, по запросам руководителей образовательных организаций и реализовывалась по модулям. Содержание программы, лекторский состав  постоянно корректировались, так как учитывались даже индивидуальные пожелания участников проекта. Это придавало программе мобильность, динамичность и  практикоориентированность. К рассмотрению проблем, предложенных слушателями, в качестве тренеров были привлечены руководители наиболее результативных образовательных организаций города Москвы.

 Например, в рамках модуля «Техника публичных выступлений» директора совершенствовали навыки коммуникации,  умения держаться перед аудиторией, профессионально отвечать на большой спектр вопросов. Интересным моментом стали выступления ведущих специалистов правительства Москвы, Департамента образования, известных учёных. 

 Обучение проходило также  через систему видеоконференций, причём к трансляции могли присоединяться все, кто заинтересован в данной теме. Так были рассмотрены наиболее важные темы, среди которых – «Особенности менторского сопровождения управленческих проектов», «Управленческий проект как инструмент развития руководителя и образовательной организации», «Ребёнок с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве города Москвы: проблемы и решения»,  «Использование системы видеонаблюдения в образовательных организациях города Москвы» и другие.

 - Вы упомянули менторское сопровождение. Кто такие менторы и какую роль они играют в реализации данного проекта? 

 - Год назад для поддержки директоров-участников проекта «Эффективный руководитель Столичного образования» из числа наиболее результативных руководителей был создан  Клуб менторов. К слову, поскольку это интервью предназначено для зеленоградской аудитории, скажу, что менторами в Зеленограде являются директор лицея № 1557 Грабарник Т.Н. и директор школы № 2045 Халева А.Ф.

 Так вот, создание такого Клуба позволило приблизить наиболее результативных  руководителей  к другим  директорам, что стало особенно заметным, когда участники программы  начали готовиться к защите своих  управленческих проектов. В настоящее время в электронном формате подготовлено уже 430 таких проектов. Состоялось 56 публичных защит и 88 предзащит.

 Хочу отметить, что управленческие проекты – это   самое интересное и полезное в программе «Эффективный руководитель». Слушатели разрабатывают их по завершении обучения и защищают в присутствии членов Управляющего совета своей образовательной организации , представителей родительской общественности, учителей, учащихся. Таким образом, защита носит публичный характер, а значит, предполагает и публичную оценку.  Очень важно, что каждый управленческий проект создается «под нужды» определённой образовательной организации, что способствует более глубокому пониманию ответственности московских директоров за свои управленческие действия.
Сейчас у нас порядка 80 менторов, которые курируют управленческие проекты и берут на себя определённую долю ответственности за  их реализацию.

 В процессе подготовки управленческих проектов для директоров школ были организованы встречи с ректором Московской высшей школы социальных и экономических наук С.Э. Зуевым, руководителем кафедры предпринимательского лидерства имени Д. Зимина в Московской школе управления «Сколково» А.Г. Комиссаровым,  директором Культурного центра «ЗИЛ» Е.Х. Мельвиль, руководителем Ассоциации клуба менторов Московской школы управления «Сколково» Хомич М.В., членом-корреспондентом  РАН, профессором, д.т.н, дважды героем Советского Союза, Президентом МИГИАиК,  выдающимся ученым, летчиком-космонавтом СССР В.П. Савиных.

 -  Алексей Иванович, а какой, по Вашему мнению, результат должен быть достигнут в результате этого проекта?

 -   Мы ожидаем, что современные образовательные комплексы выйдут на новый уровень  управленческой работы, что однозначно  приведёт к повышению школьного качества образования московских детей. 
Скажу ещё вот о чем.  В начале  2017 года в рамках проекта Департамента образования города Москвы у нас в МИОО  прошли обучение 25 заместителей директоров школ города Сочи. По их мнению между Москвой и регионами существует принципиальная разница  в подходах к подготовке управленческих кадров. Также они отметили, что, несмотря на различия между нашими школами, столичные подходы к построению эффективного взаимодействия между ними  однозначно могут быть использованы в Сочи.

 Посещение московских школ, встречи с директорами позволили нашим коллегам  увидеть возможности внедрения видеонаблюдения, проведения родительских собраний и заседаний Управляющего совета в режиме онлайн и многое другое. Всё  это прочно вошло в московскую практику управления школой.
Одним из элементов программы «Современный заместитель директора – Сочи» было посещение публичных защит управленческих проектов директоров московских школ. Особенное впечатление произвела, в том числе, возможность задать вопросы и вступить в диалог с руководителем Департамента образования города Москвы.

 В самое ближайшее время у зеленоградцев - родителей обучающихся зеленоградских школ – также будет прекрасная возможность побывать на публичной защите управленческого проекта директора «своей» школы и своими глазами увидеть, что же это значит -  эффективный руководитель столичной школы.

  Версия для печати

Популярное в социальных сетях:


В контакте