03.11.2017
В Музее Москвы проходят интересные выставки
Жителей Зеленограда приглашают посетить выставочные проекты «Музейного объединения «Музей Москвы»
«12 городов будущего. Визионерская архитектура XXI века», до 13 ноября 2017 года
Экспозиция представляет собой кураторскую часть проекта «Города будущего / Будущее городов», показанного на Новой сцене Александринского театра в Петербурге с 12 июля по 29 августа и приуроченного к десятилетию журнала «Проект Балтия».
Собранные на выставке проекты современных российских и зарубежных архитекторов относятся к жанру визионерской архитектуры. Традиция классиков — Пиранези, Булле и Леду — получила в XX веке мощное продолжение в утопиях футуристов и конструктивистов, а также в антиутопиях постмодернистов второй половины столетия. Чтобы проследить, как развивается жанр в наши дни, куратор выставки Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», предложил представителям различных творческих течений — от параметризма до неоклассики — поразмышлять на тему будущего. Свои варианты будущего предложили Ренато Рицци (Венеция), «Обледенение архитекторов» (Москва), Алексей Левчук (Санкт-Петербург), Андрей Люблинский и Мария Заборовская (Санкт-Петербург), Степан Липгарт (Санкт-Петербург), Николай Шмук (Москва), Александр Берзинг (Санкт-Петербург), Руслан Тимашев (Москва), Марко Касагранде (Хельсинки), Михаил Филиппов (Москва), «Витрувий и сыновья» (Санкт-Петербург) и группа молодых архитекторов (куратор — Сергей Падалко).
Придя на выставку, можно будет убедиться в том, что приглашенные авторы видят завтрашний день совершенно по-разному. «Обледенение архитекторов», к примеру, буквально окрылено советским типовым домостроением. Николай Шмук видит будущее в весьма мрачных тонах — его город спрятан в землю, и жители обустраивают шарообразную полость, оставшуюся от ядерных испытаний. Даже те авторы, что применили один-единственный инструмент — параметрическое проектирование, — пришли к абсолютно различным результатам. Руслан Тимашев создал техноутопию мегаполиса без границ и фиксированной формы; Марко Касагранде предложил направить модернизационные усилия на улучшение качества жизни в трущобах; Александр Берзинг вообразил антигород, как пространство побега из существующего урбанистического кошмара, а Алексей Левчук — возможность обретения людьми способности летать (правда, после биотрансформации). И наконец, Ренато Рицци, предполагающий, что осмыслить грядущее можно лишь путем буквального аскетического погружения в памятники давно ушедшей Belle Époque.
«12 городов будущего» — это двенадцать проектов, выполненных в разных манерах и техниках и показанных в небольших коробочках, которые напоминают те, что используются для демонстрации макетов театральных декораций. Переходя от работы к работе, зритель проигрывает внутри себя различные сценарии будущего. Предполагается, что исследовав выставку, посетитель остановится в задумчивости и, взявшись за перо, решится оставить запись или рисунок в книге, ждущей его в определенном месте.
«В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна», до 26 ноября 2017 года
Музей Москвы совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» представляют выставку «В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна», которая рассказывает о тесной взаимосвязи поэтического текста и современного искусства, неразрывности слова и символа, характерные для актуальной отечественной культуры.
Проект посвящен творчеству Льва Рубинштейна, ключевой для современной российской поэзии фигуры, и повествует о московском художественном контексте, в котором происходило творческое становление и формирование поэта, и который он сам существенно преобразил.
Выставка отражает принцип целостности всех видов современного искусства через работы классиков школы московского концептуализма, а также Андрея Монастырского и участников группы «Коллективные действия», и прослеживает их влияние на современных художников, драматургов, композиторов и писателей.
В своем творчестве поэт, драматург и медиа-артист, обращается к синтезу основных форм культуры, используя, в том числе, возможности театральной практики. Его творческое «Я» можно рассматривать в качестве модели своеобразной «арт-библиотеки» современного искусства, в структуру которой естественным образом включена органика художественного поведения – текстовая, визуальная и акустическая. Как отмечают организаторы, содружество поэзии Льва Рубинштейна и музыкальной культуры привнесло в современное искусство особую демократичность.
В рамках проекта будут представлены легендарные картотеки Льва Рубинштейна и его видеоработы из коллекции ГЦСИ, а также работы художников, творчество которых тесно связано с поэтикой его литературного творчества и задает опорные позиции современной российской культуры. Будут представлены реди-мэйды Дмитрия Пригова и портрет Льва Рубинштейна его руки из графической серии «Бестиарий», шелкография Ильи Кабакова, подробные карандашные эскизы самых известных работ Эрика Булатова – «Тучи растут» и «Свобода есть», фотодокументации и артефакты перформансов Андрея Монастырского, графика Владимира Мартынова и «Рисунки к Рубинштейну» Ольги Флоренской, инсталляции Ирины Наховой и графика на фарфоре Гриши Брускина. На выставке будут представлены как личные вещи поэта Льва Рубинштейна, так и предметы из коллекции Музея Москвы, типичные для времени и контекста, в котором существовал поэт.
Драматургия экспозиции определяется литературным героем Льва Рубинштейна, воссоздающим в своих комментариях, текстах и видеоинтервью особый художественный мир Москвы. Поэт становится своеобразным проводником по миру московской художественной сцены, обращаясь к творчеству своих друзей. Видеоинтервью Льва Рубинштейна было создано специально для выставки, оно положит начало созданию коллекции документальных видео для собрания Музея Москвы. В этой визуально-акустической инсталляции Москва вырисовывается из совокупности городской речи, звуков, образов и сигналов – являя себя одушевленным персонажем, с собственным голосом и оптикой.
Проект сопровождается обширной культурной программой, построенной на диалогах визуальных и акустических форм современного искусства. В ней примут участие поэты, видеохудожники, композиторы, джазовые и классические музыканты. Так, 13 ноября в 19:00 Музее Москвы состоится одно из ключевых событий программы – акустический дуэт Льва Рубинштейна и джазового музыканта Владимира Тарасова. Их совместные выступления уже несколько десятилетий, представляют отечественную культуру на многих международных форумах актуального искусства. Диалог акустических образов Льва Рубинштейна и ритмических фраз Владимира Тарасова рассматривается сегодня как одна из самых ярких творческих страниц в истории перформативных форм современной российской культуры.
Информация о других мероприятиях будет доступна на сайтах mosmuseum.ru и ncca.ru
Кураторы: Виталий Пацюков, Анастасия Козаченко, Наталья Горожанцева
«Москва в фотографиях А.А. Губарева. 1912–1914» до 15 декабря 2017 года
Музей Москвы, Государственный исторический музей и фонд развития культуры и образования «Московское время» представляют выставку «Москва в фотографиях А.А. Губарева. 1912–1914».
С 5 октября по 15 декабря в Музее Москвы будет открыта выставка, на которой впервые покажут работы Александра Губарева — фотографа, снимавшего Москву в начале XX века.
В экспозиции будут представлены 130 фотографий дореволюционной столицы из собрания Исторического музея. На выставке снимки будут дополнены фотографиями современной Москвы, снятыми, по возможности, с тех же точек. Сравнивая исторические виды с современными кадрами, можно увидеть, как изменились город и его жители, и не только рассмотреть утраченные за годы советской власти знаменитые московские церкви и особняки, но и проследить значительные градостроительные изменения.
Александр Александрович Губарев (1862 — после 1937 года) в течение почти двадцати лет — с 1912 по 1931 годы — создавал фотолетопись Москвы. Губарев не был профессиональным фотографом, он работал в коммунальном хозяйстве города и состоял членом ряда городских обществ и благотворительных организаций. Откликнувшись на призыв ученых сохранить облик города для будущих поколений, Губарев начал активно сотрудничать с комиссией по изучению Старой Москвы Московского археологического общества. Увлекшись идеей фиксации уходящей натуры, он методично снимал как общие виды центральных улиц и окраин, так и отдельные памятники, переулки, церкви, дома.
Видовые фотографии Александра Губарева — это взгляд неравнодушного свидетеля каждодневной жизни города накануне новой эпохи. С одной стороны фотокамера фиксировала столицу, наполненную архитектурными памятниками, с другой — новый торговый и индустриальный центр с первыми автомобилями, трамваями и городской толчеей. Фотографии отличает непосредственность, композиционная свобода и жанровое многообразие сцен московской жизни. Камера Губарева замечала разносчиков, кучеров, чистильщиков обуви, спешащих клерков и приказчиков, нарядных барышень.
Труд Александра Губарева — всего около пяти тысяч негативов, более тысячи из которых были сделаны именно в период с 1912 по 1914 годы, — высоко оценили еще при жизни автора. Он участвовал в конкурсе Русского фотографического общества 1914 года «Ушедшая и уходящая Москва», а позднее экспонировал свои работы на выставках этого общества. В 1937 году фотограф передал весь архив — фотографии и негативы — в Исторический музей. Теперь уникальная коллекция, которая ранее была известна лишь специалистам, впервые будет выставлена для широкой публики.
В экспозиции помимо фотографий будут представлены авторские стереонегативы, фотографическая техника и комментарии составителей. Исторические костюмы и детали оформления московских улиц — из коллекции Музея Москвы.
«История Москвы для детей и взрослых»
История Московского края от каменного века до эпохи Петра I.
«‘Визуальный учебник’ по истории Москвы покажет историю столицы на более чем 2000 предметов из коллекции музея. Отсчет начинается 27 тысяч лет назад и хронологически завершается на эпохе Петра I, когда Москва потеряла столичный статус», говорит Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы.
Посетители узнают, когда на территории современной Москвы появились первые поселенцы, увидят древнейшие орудия труда и охотничье оружие, рыболовные снасти, изделия из кремня, дерева и кости.
Раздел, посвященный средневековой Москве, расскажет о том, как жили, во что одевались и что ели москвичи, какие товары везли в Москву из Европы, Византии и стран Ближнего Востока, какие ремесла были в почете, и почему самая популярная игра в «зернь» считалась запрещенной. Временная шкала, мимо которой посетители проходят на выставку, поможет отследить самые важные события из жизни средневекового города.
Среди экспонатов – знаменитая сумка-калита азартного московского игрока в кости, клад средневековых монет, кувшин с надписью «Добра человека Григория Офонасьева», головной убор жены воеводы, тканый золотной нитью, надгробие немецкого наемника, опричника Каспара фон Эльферфельдта, а также боевые топоры, кольчуги, шлемы и железный меч XIV века, найденный под зданием Манежа в 2004 году. Гости выставки заглянут в древний колодец, позвонят в колокол, отлитый по приказу самого патриарха Никона, увидят летевшие на врагов белокаменные ядра, вытесанные для защиты крепостных стен.
Особое место в экспозиции отведено истории возникновения Кремля. Макеты, представленные на выставке, наглядно продемонстрируют, как менялась главная городская крепость с XII по XV вв. Посетители также увидят макет московского Кремля конца XVI – начала XVII века, выполненный в 1947 году М.В. Городцовым к празднованию 800-летия Москвы.
Образный ряд выставки дополнят работы знатока московской истории, археолога, художника Аполлинария Васнецова, на полотнах которого можно увидеть Москву XII века с высоты птичьего полета, древний Кремль Ивана Калиты и Дмитрия Донского, Красную площадь в конце XVII столетия.
Версия для печати