19.04.2018
Матушкино. Весна 1942 года
После публикации в газете «Зеленоград сегодня» статьи о деревне Матушкино, руководителю музея посыпались звонки от жителей нашего района с просьбой посетить его. Сюда приходят целыми семьями. В этот раз гостями стали семья Холоповых и Лаврентьевых. Рассказ шел о весне 1942 года, о тяжелых последствиях той страшной войны.
После того как отгремели бои в последнем оккупированном фашистами населенном пункте — Матушкино, жители стали возвращаться в свои дома. Из семидесяти двух домов деревни, осталось меньше половины, да и те сохранившиеся дома нуждались в ремонте: где-то пола не было, где-то рамы выбиты. Но это все-таки было лучше, чем вовсе сгоревший или уничтоженный артобстрелом дом.
Собирались жители деревни родственными семьями, горе сближало, селились в уцелевших домах, наскоро обустроенных для защиты от холода. Так вместе пережидали лютую зиму 1941 -1942 года.
Приближалась весна. Жарче стало припекать солнышко, а с приближением весны появилась новая забота — похороны солдат, которые еще с декабря остались лежать под снегом после боя в тех местах, где оборвалась их жизнь то ли осколком от снаряда, то ли пулей. В только что оттаявшую землю хоронили советских солдат деревенские жители. Хоронили там, где находили: в лесу, в конце поля, на околице за деревней, в центре самой деревни. В этом трудном деле участвовали женщины, старики, подростки. Особенно тяжело пришлось жителям деревень: Матушкино, Ржавки, а также Каменка, то есть тех мест, где шли самые ожесточенные бои. Собирали солдат вытаявших из-под снега. Подростки объединялись по несколько человек, так как силенок было маловато, укладывали трупы на саночки и по апрельскому насту везли к общей братской могиле.
Здесь уже трудились женщины, они изымали из гимнастерок «медальоны смерти», покойников укладывали рядами, отделяли друг от друга шинелями. За эту трудную, но нужную работу расплачивался колхоз с людьми хлебными рационами по спискам.
Так и возникли многие братские могилы в ближайших окрестностях от деревень. На них были установлены скромные пирамидки — символ солдатского вечного покоя. На некоторых из них чернильным карандашом были написаны фамилии красноармейцев. Со временем от снега, ветра, дождей стерлись надписи, прогнили и сами дощечки. Так, все братские захоронения стали безымянными.
В районе самых ожесточенных боевых действий захоронением солдат занималась специальная служба — похоронные команды. Активность в решении этого вопроса проявил комиссар 1073 полка 8-й гвардейской стрелковой дивизии — Петр Васильевич Логвииенко.
Весной 1942 г. вернулся с фронта раненым председатель Константин Исаев, и под его руководством колхоз начал восстанавливаться. Нашлись три лошади, которые и представляли всю тягловую силу. Постепенно росло колхозное стадо. В 1942 г. появились в колхозе, кроме коров, и куры. Председатель, зная тяжелое положение колхозников, отдал распоряжение выдавать работающим в колхозе по 0,5 литров молока. При первой же жатве (а жали тогда серпами) правление колхоза выдало по 0,25 кг муки на трудодни. И это была очень большая подмога для тружеников деревни, ведь люди ели крапиву, лебеду и другую траву!
И это лишь маленькая история о простой русской деревне. Приходите в наш музей. Экскурсии проходят по средам по предварительной записи 499 7364310.
Руководитель музея Матушкино Рымарчук З.В.
Версия для печати