17.06.2016
МГПУ приглашает детей 5-7 лет и родителей Зеленограда на программу развития эмоциональной компетентности
Детский центр «Моя планета» при Московском городском педагогическом университете запускает новую психолого-педагогическую программу для детей 5–7 лет «Я и мои эмоции». Программа рассчитана на развитие у малышей позитивных эмоций и креативного отношения к жизненным ситуациям. Основной акцент в ней делается на профилактике стресса и формировании конструктивных способов детского поведения.
Психологи центра Малышева Ирина Александровна и Мартьянова Галина Юрьевна рассказывают о содержании новой программы.
— Наша программа авторская, она разработана в научных лабораториях МГПУ и давно апробирована на российских дошкольниках. От других психолого-педагогических программ ее отличает превентивный характер. Сегодня среди психологов актуально проводить коррекционную работу, т. е. устранять те негативные черты и качества, которые ребенок уже приобрел. В то время как предупредить возникновение отрицательных эмоций, и как следствие, нарушенных форм поведения проще, эффективнее и безболезненнее для детской психики. Для профилактики негативного реагирования существует только один способ — это развитие комплекса позитивных эмоций, при которых ребенок научается самостоятельно справляться с внутренними проблемами.
Современные образовательные реалии, к сожалению, таковы, что на простые эмоциональные занятия в детских садах времени или возможностей не хватает; наблюдается явный перевес в сторону интеллектуального развития. Кроме того, дополнительное обучение в студиях и секциях также направлено на познавательную сферу. Безусловно, интеллектуальное развитие важно и необходимо ребенку! Но часто интеллект формируется в ущерб развитию эмоций, коммуникации и поведения. Умный ребенок, умеющий читать и считать, говорящий на иностранном языке, оказывается беспомощным при установлении контактов и выражении чувств: арифметические задачи он решать умеет, а управлять собой нет, и при первом замечании раздражается, негодует, устраивает истерики. В подобном случае нарушается баланс между двумя важнейшими сферами детской психики: интеллектуальной и эмоциональной. Такие перекосы максимально вредны малышу, поскольку задают основу для формирования внутренней стрессовой позиции или, другими словами, готовности к срыву.
Детские эмоции — основа психического благополучия, в любых обстоятельствах ребенок реагирует, прежде всего, эмоционально; интеллектуальное отношение к ситуации он научится проявлять только после 8 лет. Вот и получается, что интеллект уверенно развивается, а в стрессовых ситуациях оказывается беспомощным. Наша программа учитывает все подобные возрастные особенности дошкольника и не просто развивает позитивные эмоции или устраняет негативные, но и тренирует способность переводить эмоциональное напряжение в тот самый (оказавшийся сильным) интеллектуальные реестр.
Дошкольника характеризует и другая особенность — малый опыт совладания с жизненными трудностями, который не позволяет контролировать себя и вырабатывать действенные стратегии. Он просто блокируется в стрессовых обстоятельствах, а его эмоциональная память фиксирует новый отрицательный опыт. Развитие позитивных эмоций, наоборот, меняет восприятие события с негативного на действенное, на такое, когда ребенок сам может оценить ситуацию и выработать свое отношение к ней. Развитие позитивных эмоций, другими словами, это своеобразная тренировка стрессоустойчивости у детей. В своей программе мы пошли несколько дальше и в качестве основной задачи ввели развитие креативного отношения к ситуациям, т. е. такого, при котором ребенок может сделать выбор в пользу определенного способа поведения или решения проблемы.
Хотим обратить внимание на еще один аспект рассматриваемого вопроса: эмоциональная сфера напрямую влияет на поведение детей. До 7 лет эти две сферы связаны непосредственно. Можно сказать, что ребенок ведет себя так, как чувствует в данный момент. И детские капризы, протесты, упрямство, агрессивность и конфликтость обусловлены эмоциональным сиюминутным реагированием. Это аксиома, которая действует и в обратную стороны: при положительном эмоциональном отношении поведение ребенка оптимально и конструктивно. Научаясь управлять своими эмоциями, дошкольник научается контролировать и свое поведение, вести себя социально одобряемым способом.
Практическим результатом программы мы определяем детскую эмоциональную компетентность. Какой он эмоционально компетентный ребенок? Такой, который понимает свои эмоции и чувства других людей, может описать причины своего поведения и переживания, оптимистично настроенный, свободный, раскрепощенный, уверенный, и, конечно, живущий без стрессов и негатива к окружающим.
Узнать подробности о программе можно на нашем сайте
psiholzel.com или у наших специалистов по тел.: 8 (903) 792–69–34.
Версия для печати