Игорь Агапов: «Самое главное - не научить на всю жизнь, а научить учиться!»
16.11.2023

Игорь Агапов: «Самое главное - не научить на всю жизнь, а научить учиться!»

В студии медиакомпании «Зеленоград Сегодня» побывал очень интересный гость, прекрасный собеседник - доктор педагогических наук, профессор, директор школы N 1151 (с 1990 по 2017 год) Игорь Агапов. В интервью гендиректору медиакомпании «Зеленоград Сегодня» Анатолию Кузнецову гость студии рассказал об образовании в разное время.

Игорь Геннадьевич отметил, что образование состоит из двух компонентов - это обучение и воспитание. Воспитание первично. А воспитание - это питание духовного позвоночника. Поэтому, если он хрустнет, можно после бегать у доски с мелом и тряпкой, и ничего не выйдет. Эти вещи разделять нельзя.

«Когда учитель был практически единственным источником информации, то можно было рассматривать советское образование - как лучшее. Но были большие промахи, - продолжает свое повествование Игорь Агапов, - Самый большой промах - дети не были самостоятельными. Цели ставились извне, со стороны учителя. Но было очень хорошее в советском образовании такое понятие, которое реализовывалось, это - опыт. Мы видели - как меняется опыт ученика! Сейчас дети опыта не имеют, они не эмоционируют. Были вузы, в которые надо готовиться посерьезней, были, может быть, не такие престижные вузы. Но люди выбирали вузы. Ведь самое главное - не научить на всю жизнь, а научить учиться, чего советское образование не делало. Потому что дети не умели учить себя самостоятельно. Не было вот таких эффектных технологий, которые сейчас появляются. Сейчас воспитание у нас вторично. Есть ладонь педагогическая, каждый пальчик за что-то отвечает. Как раньше было? Тебя не спрашивали - готов ты к уроку или нет. К доске пойдет Кузнецов, все! Там не спрашивали. Там не было в советском образовании мотивации. Это надо выучить!».

По словам Игоря Геннадьевича, у нас в основе был предмет. А в основе должны быть действия! Методики и технологии берём, у нас 90% учителей не знают разницы между методиками и технологиями. Технологий эффективных не было, методики были. Методика не дает результат, а педагогическая технология результат гарантированный дает. В методике огромное влияние преподавателя, придумавшего эту методику. Там результат может не у каждого получиться. А технология отличается от методики тем, что там минимальное влияние учителя и максимальная гарантия результата, вот в чем дело. Дети были не технологичны. Процедуры не было. Было информирование детей в советской школе, там не было обретения знаний. 

«Знания отличаются от информации тем, что знания приватизируются, там происходит процедура, ребенок участвует в этой процедуре с помощью методов и способов, которые предлагает ему учитель, он эти знания приватизирует, пропускает через себя, выражает к ним отношение. А эту разницу никто не понимал. Дети были информированы, но они ничего не знали, - говорит Игорь Агапов, - В основе идеи информационная парадигма - загрузить в ребенка больше информации, ничего не поменялось. А с информационными технологиями еще более усилилось».

Домашние задания - это еще одно то, что нужно было взять из советской системы, так считает Игорь Геннадьевич. Домашние задания должны быть по двум причинам. Первое - это общение внутри семьи, потому что дети с родителями не общаются. И второе - перевод внутренней речи во внешнюю. Ребенок, когда докладывает пришедшим родителям о том, что он сделал, это - переход внутренней речи во внешнюю, это очень мощно стимулирует мозговую деятельность. «Когда пишу, я понимаю - что думаю, но, когда говорю - понимаю, что я знаю!».

«90-е - это был взрыв интереса к содержанию образования. Многие учителя приходят на курсы ради диплома, чтобы продлить повышение квалификации, чтобы его аттестовали. Им не интересен процесс, - поясняет Игорь Геннадьевич, - Содержание способов и методов. Дети 90-х прекрасно устроились, они понимают то, что происходит в мире. Ведь результат в школе - он отсрочен, эти дети 90-х, им сейчас от 45 до 50 лет, они были там тогда, но они не были заложниками экспериментов. Они балдели от процессов творчества, которые некоторые директора - как авторы своих школ - использовали. На этом выросли школы Ямбурга, Рачевского, Тубельского, Караковского, Казарновского и многие другие. Это был глоток воздуха!».

  Версия для печати

Популярное в социальных сетях:


В контакте